Юрий ШУШКЕВИЧ (y_shushkevich) wrote,
Юрий ШУШКЕВИЧ
y_shushkevich

Бразилия: две мелодии украденного Золотого века

В конце XIX века Южная Америка была одним из главных мировых центров экономического подъёма, и весьма многие оценивали её перспективы на XX век значительно выше североамериканских. Эмиграционный поток из Европы и России в Буэнос-Айрес и Рио де Жанейро мало чем уступал потоку эмиграции в США и Канаду. Игорь Северянин непременно вставлял в свои стихи  образ "бразильского крейсера", да и куда конкретно намеревался уносить ноги Великий Комбинатор в знаменитных белоснежных штанах -- лишних вопросов не вызывает.


Фото: Рио де Жанейро в начале XX в.


Однако Золотой век для Южной Америки так и наступил. Не помогли ни природные богатства, ни дешёвая при высокой квалификации (европейцы же!) рабочая сила, ни возможность развиваться вне геополитических споров и опустошительных войн. Как только в Европе, опустошённой Первой мировой, замолкли пушки, и мировые финансы начали необратимо перемещаться в Северную Америку, все эти бесконечные значимые в условиях валютно-финансового равенства государств факторы роста перестали для Южной Америки что-либо значить.

Не хочу никого обидеть, но что бы ни писали прикормеленные "прогрессоры" об очередных "вызовах и перспективах",--  в реальности таковых не просматривается. Аргентине с Бразилией, похоже, с тех самых невесёлых пор предстоит оставаться переферией и "третьим миром". Ну а о менее значимых латиноамериканских странах -- и того не скажешь...

В контексте надлома, произошедшего с этой частью света, интересна эволюция бразильской музыки. Собственно, история оригинальной музыкальной традиции в Бразилии весьма непродолжительна и вмещается в короткий, всего 50-70 лет, период между заимствованием традиции европейской и переходом в массовое, "попсовое", танцевально-эстрадное измерение.

Первое имя в этой яркой полосе оригинального бытования - Эрнесто Назарет (1863-1934). Его музыка свежа и самобытна, как свежа и самобытная всякая новая жизнь с бесконечными надеждами впереди. Слушать его многочисленные танго и польки (дань любви композитора к Шопену) приятно и нетягостно, а  повторы совершенно не утомляют. Однако сегодня имя Эрнесто Назарета практически забыто - ведь новое время, которое он пытался в своей музыке интонировать, так и не пришло. И что ещё обидно - открытые "бразильским Листом" многочисленные африканские и латиноамериканские ритмы, словно следуя за деньгами и успехом, необратимо перетекли в североамериканский джаз.

Поэтому стоит повнимательнее послушать музыку несостоявшегося Золотого века Бразилии:



Ничем интонационно не напоминает мелодии, бывшие популярными у нас в России в начале XX века?

И там, и здесь вдруг одинаково-трагично проскользнут ноты печали и конца...

Второе имя -- и для меня оно, увы, в этом ряду последнее -- это Эйтор Вилла-Лобос (1887-1959). К счастью, его знают и слушают несравненно больше, для Бразилии он является "композитором №1". При этом его самое известное и часто исполняемое произведение - "Бразильские бахианы", в особенности ария из бахианы №5. Самоназвание "бахиан" - от имени И.С.Баха, чьей вечной и отчасти неземной музыке  Вилла-Лобос стремился придать бразильский колорит и которую намеревался эмоционально связать с судьбами  родины.

Совершенно очевидно, что  знаменитейшая ария из пятой бахианы, имеющая в первоисточнике арию альта из "Страстей по Матфею" И.С.Баха, в которой будущий апостол Пётр раскаивается и молит Сына Божьего о прощении, наполнена той же трагической и безнадёжной мольбой...



Год создания Вилла-Лобосом Бразильских бахиан - 1930-й, когда перспективы Золотого века для его страны уже окончательно померкли.

Не имею намерения никого задеть или умалить, но с тех пор ничего более значимого в бразильской музыке не возникало.

Не хочется также впускать в голову сию шальную мысль, но других отчего-то не приходит... вот, ещё одна жертва проклятого доллара, пожирающего страны и уничтожающего смыслы...
Tags: Бразилия, Вилла-Лобос, Эрнесто Назарет, Южная Америка, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments