Юрий ШУШКЕВИЧ (y_shushkevich) wrote,
Юрий ШУШКЕВИЧ
y_shushkevich

Categories:

"Искатели будущего": киносценарий

Предложение и сценарный план сериала по роману "Вексель судьбы"





I. Предложение по экранизации

Выходные данные литературного произведения:
Шушкевич Ю.А. «Вексель судьбы». М.: Издатель Воробьев А.В., 2015
ISBN 978–5–93883–253-4. В двух книгах:
ISBN 978–5–93883–254-1 (том 1) - 448 с.
ISBN 978–5–93883–255-8 (том 2)-  554 с.

Издательская аннотация:
Герои романа, воскресшие из фронтового прошлого и оказавшиеся в современной России, стремятся, как и мы, к мирной и счастливой жизни, однако не могут уклониться от бремени однажды принятого долга. Раскрыв тайну древнего сокровища Ордена тамплиеров, когда-то привезённого в нашу землю и навлёкшего на Россию страшные испытания и беды, а ныне под фанфары прогресса уносящего человечество в пропасть глобальной долговой экономики, им удаётся отыскать подлинные пути к спасению и преображению мира. Что происходит затем — погибают ли они в жестоком столкновении с реальностью или просто уходят, чтобы в нужный момент прийти к нам вновь, — решать читателям.

Текст романа:
Книга 1  http://lit.lib.ru/s/shushkevich/text_0060-1.shtml
Книга 2  http://lit.lib.ru/s/shushkevich/text_0070.shtml

Однозначно определить жанр романа “Вексель судьбы” затруднительно – это триллер,  историческая драма, антиутопия, шпионский боевик, политический детектив и история любви.
Произведение содержит несколько слоёв (метатекстов), относящихся к истории России и Европы, к революции 1917 года и Второй мировой войне, к современности, а также раскрывающих популярные футурологические концепции. Несмотря на известную сложность архитектуры и высокую насыщенность событиями, благодаря динамичности сюжета и актуальности затрагиваемых тем роман читается быстро и, судя по отзывам, захватывает и интригует.
Глубинный сюжет, чья тайна раскрывается на протяжении 900 страниц романа, - история и судьба России как результат притяжения и борьбы небесного и земного начал. Накануне разорения Константинополя в 1204 г плита  Гроба Господня, на которой свершилось чудо Воскресения Христа [каменная плита, на которой свершилось Воскресение Христа, в конце XII века была вывезена из Иерусалима в Константинополь императором Мануилом Комнином. Прошедшие в конце 2016 года археологические исследования гробницы Христа подтвердили её там отсутствие.], была тайно перевезена Царьграда в Великий Новгород. По итогам многочисленных безрезультатных попыток Запада заполучить из России главнейшую христианскую реликвию, Орден тамплиеров после своего разгрома в 1308 году символически выкупает Гроб Господень, передавая на хранение московским князьям «сокровенную казну». Сотрудничество с тамплиерами помогает Москве возвысится и обрести независимость, но оно же и блокирует превращение России в духовный центр мира (так, подлинный Гроб Господень в середине XVII века не переносится, как первоначально замышлялось, в подмосковный Новый Иерусалим, а строитель Нового Иерусалима патриарх Никон подвергается гонениям). В конце XIX века возвращённые во Францию остатки «сокровенной казны» тамплиеров делаются основой мировых денег, сперва франка, затем – доллара, чьё всевластие увлекает человечество в пропасти наживы, беззаконий и войн. Однако коль скоро главное свидетельство Воскресения и Нового Мира, даруемых Творцом, по-прежнему пребывает на русской земле, то шанс на человеческое преображение не потерян…

Интервью автора по данной теме см.:
http://conjuncture.ru/shushkevich-27-10-2016/,
http://rusvesna.su/news/1477833485

Автор полагает, что роман может представлять интерес для экранизации в силу следующих моментов:

  • принципиально новая, неизбитая сюжетная линия с глубоком подтекстом

  • актуальность исторических и мировоззренческих тем

  • яркие образы героев, в которых благодаря переплетению романтической довоенной природы с утилитарной современностью (“герои эпохи модерна оказываются в постмодерне”) удаётся воплотить много привлекательных черт, раскрытие которых в чисто современных персонажах затруднено

  • интрига, связанная с судьбой героев в контексте и атмосфере сравнительно недавнего прошлого (2012 г), держит читателя (зрителя) в реальном напряжении

  • разнообразие и контрастность сцен и пейзажей (русская глубинка, Москва “бомжатская” и Москва фешенебельная, Швейцария, Балканы, путешествие по предмайданной Украине, фашистский Берлин и оккупированный Париж (1941 г), осаждённая Москва в ноябре 1941, три “бала” мировой закулисы в Австрии, Швейцарии и в Москве), а также насыщенность музыкой и вокалом создают при экранизации дополнительные возможности для режиссёра и актёров

  • актуальность и дискуссионность таких тем, как


  • Россия и Запад: исторически врозь или всё-таки вместе?

  • история становления мировой финансовой системы со времён Ордена тамплиеров и по сей день, в которой особый интерес представляют имевшиеся исторические “развилки” и “окна возможностей” для Франции, Ватикана, Польши, Германии и, конечно же, России

  • финансовые предпосылки Второй мировой войны (план Юнга, выкуп американскими банками прав требования по германским репарациям)

  • Закат Европы: новые концепты и образы

  • футурология ближайшего будущего (новый социум, техногенное бессмертие, поствитализм)

  • Небесный Иерусалим – где и как его искать? И если искать стоит - то во имя чего?


  • новый взгляд на ряд исторических процессов: последние века Византии, становление Московского царства, попытки построения “Евросоюза” в начале XIII (!) века папой Иннокентием III и в эпоху Наполеона Бонапарта, русское экономическое чудо начала XX века, круговорот политических интриг в первые годы Советской власти, финансовые предпосылки “дела Тухачевского” и Большого террора.

  • исторические сюжеты и линии имеют чёткую логику и понятную для читателя (зрителя) взаимосвязь

  • интересные и поучительные сюжеты из жизни отечественных и зарубежных спецслужб

  • оптимизм и убеждённость в силе и неограниченных возможностях человека, сохраняющиеся на всём протяжении романа

  • итоговый философский посыл – позитивное будущее, опирающееся не столько на технократическую, сколько на духовную основу, возможно и достижимо. Правда, пути к новой Земле и новому Небу не обещают быть лёгкими.

Предполагаемый объём экранизации – 21 фильм суммарной продолжительностью порядка 24 часов.


II. Комментарий по названию сценария

Рабочее название сценария – «Искатели будущего».
Подлежащее искатели неразрывно связано с сюжетной линией сериала – остросюжетным поиском сокровищ, поиском любви, поиском правды.
Понятие будущего соединяет воедино судьбу и действия главных героев – Алексея Гурилёва и Василия Петровича Здравого, явившихся из прошлого (1942 г), чья жизнь на экране с первых же сцен посвящена изучению и освоению «их будущего» в лице нашего настоящего (2012 г), а также двух позитивных начал Будущего всеобщего. О Будущем всеобщем грезят, пусть каждый по-своему, и герои-авторы дневников военной поры - Фатов и Рейхан.
Позитивные начала раскрываются в завершающих разделах сценария, а до этого момента зритель знакомится с целым букетом сомнительных и отчасти человеконенавистнических концепций Будущего, которыми преисполнены модели и прогнозы современных футурологов.
Что же касается позитивных начал Будущего, понимание которых герои в конце-концов обретают,– то они таковы.

  • Земное Будущее – это не нуждающаяся в деньгах и эксплуатации экономика самодеятельного труда, достатка и личной сверхчеловечности, чьи контуры обозначены в сценах «Альмадона», где Василий Петрович Здравый на «помидорной ферме» пытается реализовать некоторые из её начал. По сути, речь идёт о постиндустриальном некапиталистическом и некорпоративном обществе, споры о котором сегодня особенно актуальны («Проект Венера» Ж.Фреско, «Дух времени» П.Джозефа,  «Параллельная Россия» Ю.Шушкевича и т.д.).

  • Небесное Будущее – это Новая Земля и Новое Небо, даруемые людям Творцом через Всеобщее Воскресение. Идея за две тысячи лет, прошедших со времён земной жизни Христа, во многом забытая, выхолощенная и осмеянная. Однако в завершающей части сценария Алексей Гурилёв находит не просто неопровержимое свидетельство подлинности евангельского Воскресения, но и доказательства прямой связи ключевых процессов и событий мировой истории с непрекращающейся борьбой между Светом и Тьмой.




III. Краткое содержание литературной основы сериала «Искатели будущего» - романа «ВЕКСЕЛЬ СУДЬБЫ»

Главы I-VI
В панической неразберихе осени 1941 года пропадает молодой специалист Наркомфина Александр Рейхан, откомандированный в Орловский централ для конфиденциальной беседы с когда-то видным партийным и советским деятелем, а ныне политзаключённым Христианом Раковским. По мнению первых лиц СССР, Раковский мог располагать сведениями об открытом в одном из швейцарских банков трастовом активе последнего российского императора, ценные бумаги из которого легли в капиталы крупнейших мировых банков и с тех пор многократно преумножились.
В январе 1942 года полуживой Рейхан обнаруживается в расположении советских частей, попавших в окружение в окрестностях Ржева. Поскольку эвакуировать Рейхана не удаётся и среди вырвавшихся из котла его также нет, на розыски носителя сверхценной информации или оставшихся от него документов во вражеский тыл посылают двух разведчиков из особой бригады НКВД — Василия Петровича Здравого и Алексея Гурилёва.
Во время спецзадания бывший инженер по диверсионной технике и аспирант знаменитого ИФЛИ (Института философии, литературы и истории) пропадают без вести — однако в результате хронопортации воскресают спустя семьдесят лет, в 2012 году. Не без труда освоившись в новом и до неузнаваемости изменившемся мире, им удаётся раздобыть современную одежду, деньги, добраться до Москвы и даже подружиться с хозяевами прежней “наркомовской” квартиры Алексея в Малом Патриаршем.
Борис Кузнецов, сорокалетний неудавшийся финансист и творческий деятель, переполненный революционными идеями и ненавистью к “государству жуликов и воров”,  на почве личной несостоятельности едва не совершивший самоубийство, со своей сестрой Марией — непризнанной вокалисткой, угодившей в долговое рабство к бандитам и потому вынужденной разменивать свой талант на дешёвый шансон, — не только признают невероятную сущность воскресших из небытия разведчиков, но и становятся их надёжными помощниками.
Благодаря тетради, извлечённой из сохранившегося в “наркомовской” квартире отцовского тайника, Алексей Гурилёв узнаёт драматическую историю друга их семьи Платона Фатова, сумевшего через охваченную войной Европу доставить из Берлина в Москву потрясающие сведения о хранящемся в Швейцарии “царском фонде”, обладающем непростой историей.
Оказывается, после разгрома Ордена тамплиеров в начале XIV века часть его ценностей, а именно легендарная “сокровенная казна”, были привезены в Великий Новгород. Сыграв определённую роль в становлении Московского царства и навлекая на Россию неисчислимые беды, сокровище Жака де Моле пробыло у нас до конца XIX века. При Александре III, когда формировался франко-русский союз, оно было возвращено в Париж, что вскоре позволило Франции стать ведущим финансовым центром мира. А ценные бумаги, переданные французским правительством России в качестве компенсации за возвращённую “сокровенную казну”, легли в основу капитала крупнейших эмиссионных банков, который после Первой мировой войны по вполне понятным причинам начал перемещаться за океан.
Поскольку по распоряжению Николая II в 1907 году “царские векселя” были отданы в управление группе представляющих национальный капитал промышленников и финансистов во главе с Н.А.Второвым, после революции они не были отчуждены в пользу родственников императора. Оставшись без попечения, эти ценные бумаги добросовестно инвестировались швейцарскими управляющими в наиболее резонансные проекты своего времени. И вот теперь, похоже, бесценные ключи — в руках у друга  семьи Гурилёвых...
Однако Платон Фатов, опасаясь ареста, ушёл в народное ополчение, в рядах которого, по всей видимости, погиб в разгар битвы за Москву. Информатор Фатова умер в Берлине на его руках, о чём сказано в дневнике. А жизнь отца Алексея, служившего заместителем у Молотова, оборвалась в арктических волнах во время командировки в Великобританию в декабре 1941 года.
Таким образом Алексей оказывается единственным, кто отныне посвящён в невероятную тайну.

Главы VII-VIII
Но прежде чем решиться приступить к раскрытию этой тайны, Алексей позволяет себе с головой окунуться в восхитительную новую жизнь. Молодость, свобода, ожидание невероятных свершений — что ещё может быть прекраснее в весенней Москве 2012 года? Воспользовавшись случаем, Алексей помогает сестре Бориса триумфально дебютировать на праздничном президентском концерте с двумя довоенными шлягерами (“Последнее воскресенье” и ариетта Клары Доннер из “Большого вальса”), благодаря чему к Марии приходят слава звезды и многочисленные ангажементы, позволяющие навсегда порвать с бандитской кабалой. Вскоре между Алексеем и Марией вспыхивает настоящее чувство, и прекрасная новая жизнь, о которой ещё недавно он боялся мечтать, —  уже на пороге и обещает быть вечной.
Однако скоро выясняется, что от просыпавшихся на Марию ангажементов до возможности по-настоящему работать на сцене — дистанция огромная, да и таланты Алексея как историка, филолога и музыканта в современной реальности мало кому нужны. Не желая становиться “винтиком” или “лишним человеком”, он вспоминает про тетрадь Фатова и принимает решение посвятить жизнь поиску и использованию во благо страны и народа потерявшихся сокровищ.
Алексей и Мария выезжают в Швейцарию, где руководствуясь оставленными Фатовым сведениями они достаточно быстро – хотя и не без трудностей – находят “царский фонд”. Алексей становится распорядителем скопившегося за десятилетия управленческого дохода умопомрачительной стоимостью в пятнадцать миллиардов долларов. Однако сразу же и выясняется, что ключами от основной части “фонда Второва” он не располагает — а это значит, что ценные бумаги, формирующие значительную часть капитала первейших финансовых институтов мира, по-прежнему недоступны и продолжают молчаливо работать на чужие интересы.

Главы IХ-X
Не без поучительных встреч и приключений, едва не завершившихся гибелью Марии на ночном увеселении панъевропейских патрициев в Нижней Австрии, искатели сокровищ возвращаются в Москву, где после короткого отдыха соединёнными силами берутся за розыск остающихся ключей. Василий Петрович высказывает предположение, что именно за ними и был откомандирован в тюрьму к Раковскому сотрудник Наркомфина, следы которого им было приказано разыскать весной 1942 года. Поэтому друзьям ничего не остаётся, как отложив все дела, отправляться в ржевские леса, дабы на местах былых страшных боёв завершить невыполненное задание.
По прошествии нескольких недель трудов и поисков в окружении “чёрных” и “белых копателей” в одном из частных схронов они находят и выкупают тетрадь, похожую на оставленные Александром Рейханом дневниковые записи.
Последующая расшифровка и прочтение этих записей, которые вместе с дневником Фатова образуют в романе органичную интертекстуальную компоненту, свидетельствует о потрясающей взаимосвязи событий прежней эпохи с современностью. А в стенограмме беседы с Рейханом “убеждённый троцкист” Раковский аргументировано доказывает своему собеседнику, что “подлинный коммунизм” создаётся отнюдь не в СССР, а в “западных демократиях”, приближающихся к абсолютному всевластию финансового капитала, — поскольку в полном соответствии с учением Маркса глобальный финансовый капитал не присваивает, а лишь перераспределяет прибавочную стоимость, то есть выполняет “…ту же самую работу, что и пролетарское государство… но выполняет значительно более квалифицированно.”
Вкупе с многочисленными фактами манипулирования со стороны Америки политическими и военными событиями накануне и в годы войны, данное признание в очередной раз заставляет задуматься о неслучайности постигшей мир катастрофы, о подлинных интересах её акторов и о скрытых законах мира, в котором мы с некоторых пор все живём.

Главы XI-XII
Ещё несколько недель приключений и поисков — и заветные ключи от второй части швейцарского фонда наконец-то у Алексея в руках! Однако в это же самое время вокруг героев романа до предела сжимается кольцо наблюдения и сыска со стороны напавшей на их след одной из спецслужб. Во время конспиративной встречи в Измайловском парке Мария умоляет Алексея бросить опасное и неблагодарное занятие, чтобы положившись на волшебную кредитку с дебетом в пятнадцать миллиардов, довольствоваться малым — новыми документами и тихой незаметной жизнью “где-нибудь за границей”. Алексей понимает чувства любимой, однако, верный поставленной цели, говорит в ответ, что должен “дойти до конца”. Под высокими измайловскими кронами между ними происходит жестокий разрыв, после которого Алексей, окончательно перейдя на нелегальное положение, в одиночку отправляется в Швейцарию через Украину и Польшу.
После цепи приключений на Украине, включающих пребывание в тюрьме СБУ, Алексей наконец-то достигает Швейцарии и вступает в полное и законное владение злополучным фондом. По общему признанию, тем самым он становится одним из самых богатых и влиятельных людей планеты, а возможно, что и первым из них.
Там же Алексей встречает и свою новую любовь — очаровательную Катрин, племянницу банкира-хранителя фонда. Перед ним снова распахивается перспектива прекрасной и счастливой жизни. Чтобы окончательно вступить в свои новые права, Алексею предстоит инаугурация: он должен быть представлен тузам мировых финансовых кругов на одной из закрытых встреч европейской элиты. Но на этом собрании, где сильные мира наперебой предлагают ему, новому “царю иудейскому”, фантастические проекты переделки человечества, происходит непредвиденное: подписывая в присутствии дипломатов акты, подтверждающие корректность инвестиций, в разные годы совершенных швейцарцами на основе его векселей, Алексей обнаруживает бумаги, связанные с гарантированием выпуска германских репарационных бондов в рамках “плана Юнга”. Он осознаёт, что подготовка почвы для самой страшной из войн на четыре пятых финансировалась русскими деньгами, и категорически отказывается подтверждать соответствующие транзакции, произведённые в пользу заокеанских банкиров. Американский консул требует его немедленной подписи — но в очередной раз услышав от Алексея отказ, угрожает через суд лишить его всех прав на векселя. В ответ Алексей поступает, как поступил бы на его месте любой русский человек, — швыряет папку с судьбоносными бумагами, стоящими триллионы, в пылающий камин.
Так завершилась история царского сокровища, сделавшегося краеугольным камнем мировой финансовой системы. “Он выбил из фундамента важнейшие кирпичи”, - шептались свидетели самого дорого в истории аутодафе, сокрушаясь, что в образовавшиеся бреши вскоре хлынет хаос, справиться с которым будет под силу, пожалуй, едва ли ни "одним только Ротшильдам"…”
Однако не всё потеряно. В распоряжении Алексея остаётся умопомрачительный счёт с накопленным управленческим доходом, любовь Катрин и предложение в скором времени возглавить частный семейный банк. Увы, воспользоваться всем этим ему уже не удастся.
Заскочив из-за никчемной надобности в банковский офис, Алексей прослушивает записанное для него охранником на телефонный автоответчик сообщение от Бориса Кузнецова. Оказывается, финансовая спецслужба, потеряв его след, по сфабрикованному обвинению в убийстве криминального авторитета только что арестовала Марию. В случае если Алексей вернётся в Москву и сдаст все свои ключи и активы, Марию освободят и позволят уехать за рубеж. Если же нет — сфабрикованные доказательства вины в убийстве будут подброшены криминалитету, и тогда судьба бывшей возлюбленной Алексея окажется предсказуемо незавидной.
Алексей с тяжёлым сердцем принимает решение возвращаться. Он истово любит Катрин, однако чувство долга и ответственности за судьбу когда-то доверившегося ему человека в очередной раз не оставляет для него других вариантов.

Главы XIII-XIV
Сразу же по прилёту в московский аэропорт на Алексее защёлкиваются наручники, его доставляют в камеру, размещённую в подвале “финансового особняка”. Во время беседы с коррумпированным шефом финансовой спецслужбы Алексей добивается освобождения и гарантий для Марии, после чего с лёгким сердцем отдаёт все коды. По завершении непродолжительной проверки последних он вот-вот должен быть освобождён — однако в дело вмешивается инициативный молодой помощник “финансового генерала”: оказывается, он по своей инициативе направил взятый у Алексея анализ крови в заокеанскую лабораторию, откуда вскоре пришёл потрясающий ответ — хромосомы героя, явившегося из прошлого, имеют уникальную аномалию, благодаря которой, по мнению учёных, они “заточены под вечную жизнь”!
Доморощенные финансисты понимают, что обнаруженная аномалия открывает прямой путь к созданию “вакцины бессмертия”, сулящей триллионы. Они решают превратить Алексея в подопытный объект — однако из-за демарша Катрин, пригрозившей заблокировать передачу ключей новым владельцам, вынуждены временно отпустить его на свободу. Тем более что на носу — закрытая встреча с крупнейшими мировыми финансистами, многие из которых неделю назад были свидетелями устроенного Алексеем аутодафе.
Получив освобождение и будучи выпущенным с чёрного хода, обходя особняк финансовой спецслужбы на почтительном расстоянии, Алексей наблюдает подкатывающие к подъезду роскошные лимузины с банкирами — и спустя мгновение оказывается в видавшей виды развалюхе с провинциальными номерами. Там он обнаруживает Василия Петровича, которой из-за густых зарослей городского сквера все эти дни осуществлял наблюдение за местом пленения своего друга.
Петрович, в совершенстве освоивший шпионскую технику XXI века, предоставляет Алексею возможность прослушать аудиозаписи, в которых “финансовый генерал” с помощником вероломно договариваются о превращении Алексея в подопытное существо. Другая часть разговоров, теперь уже звучащих он-лайн под звон бокалов с шампанским, — это циничное обсуждение с собравшимися в особняке банкирами тонкостей предстоящего закабаления человечества мировыми деньгами, достигшими пика всемогущества. Алексей негодует, а Петрович как бы между делом даёт понять, что хорошо знает этот особняк, поскольку поздней осенью 1941 года занимался… его минированием на случай встречи “немецких гостей”. Вскоре техническому гению Петровича удаётся оживить старинный радиовзрыватель, в результате чего особняк, набитый казнокрадами и финансовыми спекулянтами, взлетает на воздух.
После случившегося оставаться в Москве нельзя, уехать за границу — невозможно, а волшебная кредитка с миллиардами долларов сгинула в адском пламени взрыва. Приходится перебираться на фермерский хутор под Волгоградом, который Василий Петрович обихаживал и развивал, пока Алексей штурмовал швейцарские кладовые.
Прибыв на хутор, Алексей поражается размаху и результатам созидательной деятельности своего боевого товарища: заброшенное хозяйство расцвело, в первый же сезон принесло впечатляющий доход, а самое главное — его увлекла идея Петровича создать пример полностью самодостаточного бизнеса, опирающегося на современные технологии и свободный труд, союз которых позволяет, как никогда прежде, беречь и высвобождать для жизни и творчества бесценное человеческое время.
Алексей понемногу начинает верить, что развитие и укоренение этой идеи со временем способно сформировать новый общественный строй, гуманный, справедливый и исключающий эксплуатацию.
В декорациях щедрой южной осени они уже мечтают, что вскоре яблоневые сады — а выращивание неподражаемых альмадонских яблок сделалось одним из главных увлечений Петровича — зацветут по всей России, как в их планы вмешивается жёстокая реальность: соседняя латифундия намеревается отобрать возрождённую землю. Петрович не без успеха разворачивает борьбу за свои законные права, но противная сторона наносит подлый удар: подкупленные судьи постановляют конфисковать насосную станцию, без которой перестают работать системы орошения, и земля погибает. Оборона насосной станции постепенно перетекает в полноценный бой, в ходе которого нанятые латинофундистами частные охранники используют беспилотники и миномёты. Петрович со своим помощником, чеченцем Шамилем, погибают от прямого попадания мины, Алексей вынужден вновь бежать, похоронив вместе с друзьями ещё одну несостоявшуюся мечту.
Без денег и документов, уже в преддверии зимы Алексей возвращается в окрестности Ржева, где прячется у местных жителей. Он мечтает покинуть мир, по весне перебравшись в дикие горы на границе с Абхазией, где по слухам до сих обитают отшельники и молчальники… Похоже, он обретает что-то из дара ясновидения, общаясь в снах с живыми и умершими людьми и научаясь прозревать будущее.
Во время одного из подобных снов он встречается со Сталиным, отвергнутым раем и не принятым адом, и имеет с бывшим “державцем полумира” продолжительную беседу. В ходе этой фантастической встречи раскрывается тайна происхождения компромата о “военном заговоре”, погубившим вместе с маршалом Тухачевским большую часть командиров Красной Армии и убедившим Гитлера  в возможности нанести СССР быстрое поражение, развязав войну. Получают объяснение многие из поступков и привязанностей советского вождя, мечтавшего о справедливом мире, однако не сумевшего добиться “новой правды”.

Глава XV
Похоже, что Алексей тоже не в состоянии преодолеть гравитацию мира, несущегося к погибели… Однако в течение нескольких невероятных минут, которые ему удаётся физически, наяву и в здравом рассудке провести рядом с воскрешённой из мглы веков подлинной плитой Гроба Господня, в его жизни совершается принципиальная перемена.
История этой главнейшей христианской реликвии в завершающей главе романа образует главную нить повествования, объясняя недосказанное и расставляя точки над “i”.
Привезённый в конце XII века из Иерусалима в Константинополь Мануилом Комнином и таинственно исчезнувший оттуда накануне разорения столицы Восточного Рима крестоносцами в 1204 году, в соответствии с многочисленными древними свидетельствами Гроб Господень с тех пор пребывает на русской земле. А коль скоро именно ради изъятия священной плиты Гроба Господня у “византийских схизматиков” армия латинян, собранная и снаряжённая на деньги Ордена тамплиеров, яростно разоряла Константинополь в 1204-м, то скорее всего с целью вынужденного “сведения счетов” казна храмовников после последовавшего спустя сто лет разгрома Ордена была направлена не куда-нибудь, а в далёкую новгородскую землю, где в то время сберегалась величайшая из христианских святынь.
Хотя как догадывается герой романа, “…не исключено и другое — отдавая казну, тамплиеры совершали акт оплаты и символического выкупа священной реликвии, дабы отныне она не напоминала о том, о чём должна была напоминать. И если существовал подобный договор, то очень похоже, что русские правители, морщась и негодуя, исправно его исполняли — ведь Гроб Господень действительно как в воду канул, и семь столетий мир прожил как бы без него…”
Судьба позволит Алексею, прежде убеждённому атеисту, встретиться с этим подлинным Граалем в древнем подалтарном подвале заброшенной церкви в давно обезлюдившем верхневолжском посёлке, где он чьими-то заботами и вышним промыслом тайно сохраняется на протяжении веков…
Эта невероятная встреча подарит Алексею ясное до мельчайших деталей понимание завершённости без малого тысячелетней мистерии, когда вместо надолго скрывшегося от людских глаз свидетельства чуда Воскресения человечество с неподражаемым упорством и истовостью стремилось развивать исключительно области удовольствий и благ, совершенствуясь в сотворении из воздуха знаков тщеславия и богатства, поклоняясь финансовому божеству, развязывая войны и умножая всевозрастающую ложь.
Так или иначе, но явленный Алексею артефакт божественного присутствия на Земле, по-прежнему хранящий следы “миллиардов молний” и жар пробуждения из оцепенения смерти, в контексте романа становится подлинным Векселем судьбы, окончательным и абсолютным. Отменяя прежние знаки богатства, величия и даже особую поствитальную реальность для нобилитета “золотого миллиарда” (“…для настоящих финансистов не предусмотрено ни рая, ни ада”), он напоминает о единственной правде и оправдании человечества — которые суть новое Небо и новая Земля.
И отныне наивысшая, божественная истина, познанная Алексеем, в прах разбивает всякую земную предопределённость, сотворённую людским тщеславием. Не побоявшись сжечь сертификаты мирового богатства, в которые перетекла когда-то открытая тамплиерами предопределённость обручившихся с деньгами человеческих отношений, Алексей обретает взамен свидетельство неизбежности грядущего чуда — спасительного и страшного в своей неотвратимости Преображения мира.
Таким образом круг, связующий воедино участников и действующих лиц романа, замыкается. Но не завершается круг живой истории, как бы многим ни хотелось объявить об этом в наш “постисторический” век.



IV. СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

Список ролей
Сценарный план

См.: http://lit.lib.ru/s/shushkevich/text_0130.shtml


Tags: Вексель судьбы, Искатели будущего, сценарий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments